Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
Специальный стандарт распространения данных МВФ

Дата последнего обновления: 30/01/2024

Краткая методология
Внешний долг  

 


Контактное лицо
  Рахат Султанкулова 
Главный специалист
Отдел обслуживания государственного долга  
Управление государственного долга                  
Министерство финансов Кыргызской Республики
720040, Кыргызская Республика
г. Бишкек,  бульв. Эркиндик, 58
  Телефон : 996 312 62 53 13 (2022)
  Факс : 996 312 62 32 22, 66 16 45
  Электронная почта : r.sultankulova@minfin.kg
I. Аналитическая структура, концепции, определения и классификации 
  • Аналитическая структура: Концептуальные основы статистики внешнего долга, распространяемой в соответствии с  ССРД, изложены в  пятой редакции Руководства по платежному балансу (РПБ5) и издании Статистика внешнего долга: Руководство для составителей и пользователей (Руководство по внешнему долгу).  Данные о валовом объеме обязательств по внешнему долгу на конец квартала представлены по следующим категориям: Правительство, органы денежно-кредитного регулирования, банки и другие сектора. Данные категории классифицируются по срокам (долгосрочный и краткосрочный долг) на основе первоначальных сроков, и по инструментам, в соответствии с Руководства по платежному балансу – долговые ценные бумаги (инструменты денежного рынка), торговые кредиты, займы, валюта и депозиты, другие долговые обязательства, а также по межфирменному кредитованию: данные по межфирменному кредитованию (обязательства, образованные в результате прямых инвестиционных отношений) определены отдельно без принадлежности к тому или иному сектору экономики; данные по долгу соответствуют данным, представленным в статистике по международной инвестиционной позиции. 

  • Определение: Валовой внешний долг – это фактическая (не условная) сумма всех неоплаченных обязательств, которые дебитор должен выплатить в виде основной суммы и процентов в будущем и которые являются задолженностью резидентов экономики перед нерезидентами.

  • Классификация: При учете внешнего долга в его состав включается государственный внешний долг, гарантированный Правительством внешний долг, долг органов денежно-кредитного регулирования и частный негарантированный Правительством долг, включая долг финансовых и нефинансовых корпораций.

    Классификация государственного внешнего долга, включающего гарантированный Правительством внешний долг, разработана Министерством финансов.

Классификация частного негарантированного Правительством внешнего долга разработана Национальным банком.
II. Охват данных
  • Охват внешнего долга: Данные по внешнему долгу охватывают все сектора экономики Кыргызской Республики, включая Правительство, органы денежно-кредитного регулирования, банки и другие сектора. В соответствии с ССРД, в состав внешнего долга включены прямые иностранные инвестиции.

    Внешний долг Кыргызской Республики в основной своей части представлен займами, полученными Правительством Кыргызской Республики от иностранных правительств и международных финансовых институтов. На данный момент нерезиденты не являются держателями государственных ценных бумаг.

  • Географический охват: Данные по внешнему долгу охватывают весь Кыргызстан без исключения.  

III. Методы ведения учета
  • Перевод в расчетные единицы: Национальный банк Кыргызской Республики ведет учет внешнего долга в валюте заимствования, а также в долларах США. Учет неоплаченного долга в долларах США ведется по учетному курсу НБКР на дату составления отчета. Как правило, операции по обслуживанию внешнего долга (оплата основной суммы и процентов) осуществляются НБКР по средневзвешенному курсу на момент осуществления платежа.
    Учет внешнего частного негарантированного долга ведется на основе данных, представляемых  Национального статистического комитета Кыргызской Республики и коммерческими банками. 

  • Оценка: Долговые ценные бумаги оцениваются по номинальном стоимости, определяемой при их выпуске, торговые долговые ценные бумаги оцениваются по рыночной стоимости.

  • Время отражения в учете: При учете внешнего долга используется метод начисления.

IV. Характеристика основных источников данных 
  • Долговые ценные бумаги: Источником данных по категории «долговые ценные бумаги» являются Министерство финансов, коммерческие банки, нефинансовые корпорации и Национальный банк.
  • Торговые кредиты: Источником данных по категории «торговые кредиты» является Национальный статистический комитет, данные представляются на ежеквартальной основе
  • Займы: Источником данных по категории «займы» являются Министерство финансов, Национальный банк, Национальный статистический комитет и коммерческие банки. Национальный банк, как финансовый агент Правительства Кыргызской Республики может выполнять агентские функции, связанные с обслуживание внешнего долга Правительства, также Национальный банк ведет учет негосударственных займов, не имеющих государственной гарантии
  • Наличные деньги и депозиты: Источником данных по категории «наличные деньги и депозиты» является Национальный банк Кыргызской Республики, коммерческие банки.
  • Другие долговые обязательства: Данные по отсрочке выплат по внешнему государственному долгу представляются Министерством финансов и Национальным статистическим комитетом.
  • Гарантированный Правительством долг: Источником данных по гарантированному Правительством долгу являются Министерство финансов и Национальный статистический комитет.
Частный негарантированный долг: Учет частного негарантированного Правительством внешнего долга ведется Национальным банком в целях составления платежного баланса. Дополнительные данные представляются Национальным статистическим комитетом и коммерческими банками.

Министерство финансов при учете государственного внешнего долга использует программное обеспечение: Debt Tracking System (DTS). Национальный банк является пользователем указанного программного продукта.
V. Методы формирования данных
  • Учет внешнего государственного долга ведется Министерством финансов, которое в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики» является единственным агентом Правительства Кыргызской Республики по управлению государственным долгом, получающим внешние займы и выдающим государственные гарантии. Национальный банк Кыргызской Республики и Министерство финансов производят выверку данных по внешнему государственному долгу на регулярной основе.

  • Учет частного негарантированного Правительством внешнего долга ведется на основе отчетов предприятий-резидентов, формы которых разработаны Национальным банком, а также на основе регулярных отчетов, представляемых Национальным статистическим комитетом и коммерческими банками .

VI. Другие аспекты
  • График обслуживания внешнего долга составляется на один квартал вперед.
  • Финансовый год соответствует календарному.
 

>> начало