|
Данные: охват, периодичность и своевременность |
|
Характеристика охвата |
Данные распространяются в миллионах долларов США по общему объему экспорта (в ценах ФОБ), общему объему импорта (в ценах СИФ). Пересчет иностранных валют в доллары осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком Кыргызской Республики, на дату принятия таможенной декларации к оформлению, либо на момент (дату) поступления товара на склад при импорте, и на момент (дату) отгрузки товара со склада - при экспорте. 12 августа 2015г. Кыргызская Республика стала полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В связи с этим, после вступления страны в ЕАЭС данные по внешней и взаимной торговле страны состоят из 2 баз данных, это:
1) статистика внешней торговли с третьими странами, которая
составляется на основе сведений, содержащихся в таможенных
Декларациях на товары (ДТ). Данные дополняются отчетами предприятий
(ф.№1-В); Кроме этого, добавляются данные из ежемесячно проводимых выборочных обследований физических лиц, перемещающих товары через пункты пропуска государственной границы Кыргызской Республики с Республикой Казахстан. Для классификации и кодирования информации по экспорту и импорту товаров применяется классификация Единая Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС), разработанная на базе международной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). Для экономического анализа статистики внешней и взаимной торговли товарами также используется Международная стандартная торговая классификация (МСТК), в которой товары классифицируются в зависимости от стадии их производства. Охват данных соответствует общеторговому принципу, принятому в издании Организации Объединенных Наций «Статистика международной торговли: концепции и определения. ООН Нью-Йорк, 2010 г.» Экспорт охватывает все товары, вывозимые из Кыргызстана (включая экспорт временно ввезенных на переработку товаров, экспорт ранее ввезенных товаров в свободном обращении, реэкспорт и экспорт товаров с таможенных складов). Импорт охватывает товары, заявленные для потребления в экономике республики и для реэкспорта (включая временный ввоз товаров для переработки и импорт на таможенные склады). Поправки на сезонные колебания не производятся. |
Периодичность | Ежемесячно |
Своевременность | Для месячных отчетов – через 45 дней. |
Доступ общественности |
|
Предварительное распространение календаря публикаций |
График выпуска данных, удовлетворяющий требованиям ССРД, с указанием точных дат выпуска данных на предстоящий квартал, помещается на вебсайте Нацстаткома Кыргызской Республики (http://www.stat.kg/nsdp/gpub.htm) Кроме того, предварительный график публикаций освещается в ежегодно разрабатываемой Статистической программе, годовой публикации Социально-экономическое положение Кыргызской Республики и в других тематических публикациях; в Интернете на вебсайте Нацстаткома (http://www.stat.kg), а также в Каталоге публикаций Нацстаткома. |
Одновременный выпуск данных всем заинтересованным сторонам | Для всех заинтересованных пользователей статистические данные представляются одновременно на вебсайте Нацстаткома (http://www.stat.kg), а также в месячной публикации Социально-экономическое положение Кыргызской Республики, в годовых публикациях Статистический ежегодник Кыргызской Республики; Внешняя и взаимная торговля Кыргызской Республики. |
Достоверность |
|
Распространение информации об условиях и сроках составления официальной статистики, включая вопросы конфиденциальности индивидуальных данных |
Нацстатком подготавливает и распространяет данные в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об официальной статистике» от 8 июля 2019 года №82, который устанавливает основные принципы сбора, обработки, хранения, анализа, обобщения, представления и публикации статистических данных, являющиеся обязательными к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, организационно правовых форм хозяйствования, их ведомственной подчиненности и места нахождения, а также физическими лицами. Органы статистики осуществляют свою деятельность в соответствии с долгосрочными программами совершенствования и развития статистики и ежегодно утверждаемой Правительством Кыргызской Республики Статистической программой. В формировании Статистической программы принимают участие все заинтересованные министерства и ведомства. Статьей 5 этого же закона определены основные требования, предъявляемые ко всем производителям официальной статистики, осуществляющим разработку, производство и распространение официальной статистики в соответствии с основополагающими принципами официальной статистики: 1) профессиональная независимость, подразумевающая, что производители официальной статистики принимают независимо и без какого-либо воздействия и вмешательства со стороны политических или иных внешних источников свои решения по разработке, производству и распространению статистики, в том числе по выбору используемых источников данных, концепций, определений, методов и классификаций, а также определению сроков и содержания всех форм распространения. Производители официальной статистики могут, в пределах своей компетенции, публично комментировать статистические вопросы и любые факты некорректного использования официальной статистики; 2) беспристрастность и объективность, подразумевающие, что официальная статистика разрабатывается, производится и распространяется нейтральным, надежным и беспристрастным образом в соответствии с профессиональными стандартами и не зависит от политических заявлений или соображений. Всем пользователям предоставляется равный и одновременный доступ к официальной статистике; 3) точность и надежность, подразумевающие, что официальная статистика отражает максимально правдивую, точную и соответствующую действительности информацию, а также опирается на научные критерии, применяемые к выбору источников, методов и процедур ее производства и распространения; 4) согласованность и сопоставимость, подразумевающие, что официальная статистика носит согласованный и сопоставимый характер на международном уровне, в динамике по времени и в разрезе по регионам и странам; 5) ясность и прозрачность, подразумевающие, что официальная статистика представляется ясным и понятным образом. Применяемые методы и процедуры в прозрачной форме доводятся до сведения пользователей, что обеспечивает правильную интерпретацию данных; 6) статистическая конфиденциальность и исключительное использование в статистических целях, подразумевающие строгую конфиденциальность индивидуальных данных, собранных или полученных производителями официальной статистики и относящихся к физическим или юридическим лицам, а также использование таких данных исключительно в статистических целях; 7) релевантность, подразумевающая степень соответствия официальной статистики текущим и будущим потребностям пользователей, а также соблюдения права граждан на получение общедоступной информации. В соответствии со статьей 6 Национальная статистическая система Кыргызской Республики состоит из следующих производителей официальной статистики: 1) Национальный статистический комитет; 2) другие производители официальной статистики, состоящие из структурных подразделений: а) Национального банка Кыргызской Республики, который разрабатывает, производит и распространяет официальную статистику в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности"; б) государственных органов и органов местного самоуправления, занимающихся исключительно или в основном разработкой, производством и распространением официальной статистики. В соответствии с со статьей 12, производители официальной статистики должны использовать единообразные, согласованные на международном уровне, понятия, определения, классификаторы и методы. Национальный статистический комитет осуществляет координацию практики их применения в рамках национальной статистической системы. Ежегодная статистическая программа координирует статистическую деятельность, осуществляемую Национальным статистическим комитетом и другими производителями статистики. Ежегодная статистическая программа предусматривает правовую основу для: 1) выпускаемой официальной статистики; 2) всех статистических обследований, проводимых производителями официальной статистики; 3) всех случаев передачи административных данных и иных источников данных производителям официальной статистики; 4) основных разработок в области официальной статистики; 5) действующих статистических регистров. Статьей 16 определены полномочия по сбору данных. Производители официальной статистики имеют право выбирать источники данных, исходя из профессиональных соображений, и осуществлять сбор необходимых данных для производства официальной статистики непосредственно от респондентов, если достаточный объем данных в национальной статистической системе отсутствует и не может быть получен из существующих источников данных, которые находятся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, не входящих в национальную. В соответствии со статьей 18 государственные органы и органы местного самоуправления обязаны бесплатно предоставлять производителям официальной статистики: 1) данные, имеющиеся в их распоряжении, на уровне детализации, необходимом для производства официальной статистики, включая, при необходимости, получение индивидуальных данных с идентификаторами; 2) метаданные, позволяющие оценивать качество данных. Полученные данные используются производителями официальной статистики исключительно в статистических целях. Согласно статье 21, индивидуальные данные, на которые распространяется принцип статистической конфиденциальности, представляют собой данные, позволяющие прямо или косвенно идентифицировать физические, юридические лица или домохозяйства. Принцип статистической конфиденциальности распространяется на следующие данные: 1) агрегированные показатели, состоящие из одной-трех единиц, где единица представляет собой физическое, юридическое лицо или домохозяйство, если одна из этих единиц может быть косвенно идентифицирована. В исключительных случаях агрегированные показатели, состоящие из более трех единиц, могут быть объявлены председателем Национального статистического комитета конфиденциальными, если одна из этих единиц может быть косвенно идентифицирована; 2) информацию, объявленную государственным секретом или банковской тайной в соответствии с законодательством в области защиты государственных секретов или банковской деятельности Кыргызской Республики. За нарушение законодательства Кыргызской Республики об официальной статистике предусматривается ответственность в соответствии с уголовным законодательством и законодательством Кыргызской Республики о правонарушениях. Закон Кыргызской Республики, «Об официальной статистике» доступен для общественности на русском и на английском языках, размещен на вебсайте Нацстаткома (http://www.stat.kg).
|
Установление порядка внутригосударственного доступа к данным до их официального выпуска | Внутригосударственный доступ органов государственного управления к данным до их выпуска отсутствует. |
Сопровождение выпуска данных комментариями министерств | Выпуск данных не сопровождается никакими ведомственными комментариями. |
Представление информации об уточнении данных и предварительное уведомление о внесении существенных изменений в методологии |
Данные по внешней и взаимной торговле в течение отчетного периода являются предварительными с момента их первого выпуска и их статус указывается в публикации Социально-экономическое положение Кыргызской Республики. Окончательные данные подготавливаются согласно срокам, обозначенным в Статистической программе. Серьезные изменения объявляются одновременно с их внедрением, их описание приводится в специализированных периодических изданиях. |
Качество |
|
Представление документации о методологии и источниках, используемых при подготовке статистических данных |
Методологические пояснения публикуются в сборниках Внешняя и взаимная торговля Кыргызской Республики и других статистических сборниках, включающих раздел по внешней и взаимной торговле, которые ежегодно обновляются. Подробное описание источников и методов содержатся в Методике формирования и ведения статистических показателей по внешней торговле товарами с третьими странами и в Методике формирования и ведения статистических показателей по взаимной торговле товарами с государствами-членами ЕАЭС (утверждены постановлением Нацстаткома от 15 марта 2022 года №5) . (См. также краткая методология) |
Проведение перекрестных проверок статистических данных и гарантии обоснованности и достоверности данных |
На вебсайте Нацстаткома (http://www.stat.kg) публикуются данные по внешней и взаимной торговле в разбивке по странам, по разделам ТНВЭД, МСТК, ГКЭД. В ежемесячном издании Социально-экономическое положение Кыргызской Республики публикуются ежемесячные и ежегодные данные по внешней и взаимной торговле. В ежегодном издании Кыргызстан в цифрах публикуются ежегодные данные за последние 3 года в разбивке по основным странам - торговым партнерам и разделам ТН ВЭД ЕАЭС, Международной стандартной торговой классификации товаров. В ежегодном издании Внешняя и взаимная торговля Кыргызской Республики публикуется статистика внешней и взаимной торговли в динамике по основным показателям внешней и взаимной торговли, по странам, видам товаров в разрезе основных стран экспорта и импорта, в территориальном разрезе, по разделам ТН ВЭД ЕАЭС, МСТК (Международная стандартная торговая классификация), ШЭК (Классификация товаров по широким экономическим категориям) и ГЭКД (Государственный статистический классификатор видов экономической деятельности). |