Состоялись парламентские слушания по обсуждению проекта Закона «Об официальной статистике»
Дата публикации: 30.10.2018
30 октября 2018 года, состоялись парламентские слушания по обсуждению проекта Закона Кыргызской Республики «Об официальной статистике» по инициативе депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики М. Мадеминова и Б. Турусбекова.
Согласованные, достоверные и международно сопоставимые статистические данные имеют первостепенное значение для мониторинга социально-экономического прогресса страны. Официальная статистика является важным инструментом для принятия политических решений на основе фактических данных, а также обеспечения прозрачности и подотчетности в процессах экономических и социальных реформ, и позволяет лицам, принимающим политические решения, разрабатывать необходимые стратегии, проводить мониторинги и объективно оценивать результаты своей деятельности.
В 2011 году по заявке Нацстаткома была проведена Глобальная оценка национальной статистической системы Кыргызской Республики, которая проводилась экспертами Экономической Комиссии ООН для Европы, Европейской Ассоциацией Свободной Торговли и Европейской статистической Комиссией. В числе основных рекомендаций Глобальной оценки являлась необходимость приведения Закона Кыргызской Республики «О государственной статистике» в полное соответствие с международными нормами и стандартами в области официальной статистики.
В январе 2014 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Основополагающие принципы статистики и подчеркнула критически важную роль, которую играет высококачественная официальная статистика в принятии обоснованных решений.
В этой связи, в рамках проекта девятого транша Счета развития Организации Объединенных Наций для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, был разработан Типовой закон об официальной статистике, рекомендованный в качестве документа, необходимого для адаптации основополагающих принципов официальной статистики.
Представленный проект Закона разработан в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики, положениями вышеуказанного Типового закона, а также с учетом требований и особенностей национального законодательства Кыргызской Республики.
Законопроект направлен на обеспечение эффективного функционирования национальной статистической системы, производства высококачественной официальной статистики, укрепление доверия общественности к официальной статистике, а также совершенствования законодательства Кыргызской Республики в области статистики путем приведения его в полное соответствие с Основополагающими принципами ООН в области официальной статистики, а также принятыми на международном уровне статистическими стандартами и рекомендациями.
Основными нововведениями законопроекта являются: новая система официальной статистики, фундаментальные принципы ООН в области статистики, открытая политика Нацстаткома, вовлечение гражданского общества в деятельность Совета по статистике.
В Законе сформулированы обязательства респондентов, представляющих данные в статистических целях, гарантия их прав и положения о защите конфиденциальных данных. Законом регулируется доступ Национального статистического комитета к источникам административных данных и их применение в статистических целях.
Основными элементами, охватываемыми новой редакцией Закона являются:
• определение официальной статистики в отличие от административной информации;
• определение и выделение различных типов производителей официальной статистики;
• принцип профессиональной независимости организаций и организационных единиц, производящих официальную статистику;
• роль Национального статистического комитета в качестве основного производителя официальной статистики и координатора национальной статистической системы в стране;
• оперативное и стратегическое планирование с уделением особого внимания существующим и возникающим потребностям пользователей;
• полномочия по сбору данных и доступу к источникам административных данных и другим данным;
• принципы и процедуры работы с конфиденциальными статистическими данными;
• управление качеством с учетом интересов пользователей;
• принципы распространения официальной статистики среди всех соответствующих групп пользователей.
Мероприятие состоялось с участием депутатов Жогорку Кенеша, представителей Аппарата Президента, Правительства Кыргызской Республики, Национального статистического комитета Кыргызской Республики и других государственных органов, пользователей статистических данных, неправительственных организаций и экспертного сообщества, а также международных организаций, занимающихся повышением качества статистических данных.
Справочно: В настоящее время Нацстаткомом Кыргызской Республики проводится обработка около 3,7 млрд. первичных показателей, выполняется 24 тыс. статистических работ, выпускается 350 статистических сборников и 900 экспресс -информаций.
В рамках сотрудничества с ЕАЭС выполняется 487 статических работ, согласно Программе работ Евразийской Экономической Комиссии.
В рамках сотрудничества со Статкомитетом СНГ выполнено около 600 статистических работ в соответствии с Программой работ Статкомитета СНГ.
По итогам мирового рейтинга «Инвентаризация открытых данных» (Open Data Inventory ODIN) за 2016 год статистические данные, публикуемые на портале открытых данных Национального статистического комитета, заняли первое место среди стран Центральной Азии, а среди стран мира - 33 место из 173 стран мира. Статистические данные, публикуемые Кыргызстаном, соответствуют предъявляемым условиям - уровню охвата и открытости. При этом, на долю статистических данных республики, характеризующих экономическую статистику, пришлось 57% из числа предусмотренных к оценке данных, в то время как на долю стран Центральной Азии в целом – 48%, на долю данных по окружающей среде, соответственно, 55% против 30% и данных по социальной статистике – 54% против 42%.